Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.
ЛЮДИ ПОБЕДЫ
Победа в Великой Отечественной войне — героический подвиг народа,
о котором нельзя забывать.
В той кровопролитной войне страна потеряла более 26,6 миллионов человек,
из них — свыше 32 тысяч были жителями Якутии.
Для сохранения памяти о якутянах, внесших свой вклад в победу над нацизмом,
НВК «Саха» запускает проект «ПобедаНВК75».
Каждый желающий может загрузить на сайт фото/видео архив, оцифрованные фронтовые письма своих предков и другие сведения о своих родственниках, чтобы память о людях, которые ценой своей жизни смогли одержать Победу, продолжала жить с другими поколениями.

Ефремов Николай Дмитриевич

Орден Отечественной Войны II степени. Медали: За Победу над Германией, За Победу над Японией. 42 отдельный автомобильный батальон. В августе 1941 был призван в ряды Советской Армии и служил в действующей армии на Дальнем Востоке до июня 1946 г. В 1942 г., как художник, участвовал в изготовлении муляжей самолетов, танков, артиллерии для дезинформации разведки противника созданием впечатления присутствия большого количества советских войск на Дальнем Востоке. Получив в 1943 г. специальность шофера, участвовал в перегоне на Дальний Восток американских автомобилей марки «Студебекер». С 1944 г. служил в 42 отдельном автомобильном батальоне. В составе этого батальонав августе-сентябре 1945 г. воевал с Японией на Дальневосточном фронте. Участвовал в боевых действиях в Манчжурии, в освобождении городов Харбин, Мукден и в разгроме Квантунской армии. После демобилизации работал художником-постановщиком Якутского музыкально-драматического театра (1946-1948). С октября 1948 по сентябрь 1952 г. – председатель Правления товарищества «Якутский художник». Учился в Областной партийной школе (1952-1954), работал редактором и цензором Облита (1954-1958), редактором последних известий Якутского радио (1958-1963). После прохождения специализации в Москве (1963) работал старшим, а затем – главным художником Якутской студии телевидения, до ухода на пенсию в 1976 г. Благодаря своему художественному таланту и организаторским способностям принял активное участие в становлении Якутской студии телевидения с первых дней ее существования и воспитал учеников-последователей. Воспоминания о войне. В начале службы, в артиллерийском полку, ухаживал за лошадьми. Якутов ценили за умелое обращение с лошадьми. Надо было запрягать лошадь для перевозки пушки так, чтобы не было потертостей от упряжи, чтобы она могла выдержать долгий путь с тяжелым грузом. Он с упряжью хорошо справлялся, сказывались умение и опыт, полученные в сельском детстве и юности.
В последующем, уже и профессиональный навык художника помог. Участвовал в изготовлении на Дальневосточном фронте фигур танков, самолетов и пушек из досок и фанеры. Этот муляж, вплоть до начала военных действий против японских войск, создавал видимость нахождения вдоль границы большого количества военной техники, тем самым дезинформируя разведку противника.
Получив военную специальность шофера, некоторое время участвовал в перегоне американских грузовиков марки «Студебекер» через Афганистан, от границы с Ираном. Туда они доставлялись с побережья Индийского океана, куда были привезены американцами на кораблях. Афганцы, по его рассказам в 1980 году, производили впечатление людей независимых, гордых и самоотверженных, с которыми не стоило воевать.
Августовское наступление Дальневосточного фронта на японские войска в Манчжурии в составе отдельного автомобильного батальона, в котором служил шофером, вспоминал как стремительное, но тяжелое. Приходилось гнать технику в быстром темпе сначала через горы и тайгу, а затем по степям. Тогда он убедился и учил впоследствии сыновей, что любую машину из любой грязи можно самостоятельно вытащить, умело применяя ваги и укладывая чурки под колеса. Японцы сопротивлялись отчаянно, поэтому были и серьезные потери. Были случаи, когда камикадзе подрывали взрывчаткой технику и людей, скрытно подобравшись к ним близко по высокой траве.
Любопытный случай произошел в Мукдене, при конвоировании японского полковника. Пленный стал жестами показывать на свои и его черные волосы, надеясь на что-то, но в ответ получил предупредительную очередь из автомата поверх головы.
Солдат его взвода, в разъездах по Манчжурии на студебекерах, всегда сопровождали песни, которые они любили петь в минуты отдыха. Любили слушать пластинки Утесова, Козина и Лещенко на трофейном патефоне, который они всюду возили с собой. Домой, в качестве трофея, он привез японские пластинки с записями джаза, которые мы, его дети, слушали тоже на патефоне, но уже советском, купленном после войны.

Нашли ошибку? Просим написать нам: nvk-online@mail.ru с указанием ссылки.